Авант
Хранение сельхозтехники

Рекомендации по подготовке сельхозтехники к зимнему хранению

«Готовь сани летом, а телегу – зимой». Как кстати эта пословица подходит к подготовке сельхозтехники для зимнего хранения. Уборочные работы близятся к завершению, технику и оборудование предстоит установить на долговременное хранение. Хочется, чтобы «железные помощники» прослужили как можно дольше, поэтому отправлять их на зимовку нужно с умом.



Компания "АВАНТ" составила для вас небольшой чек-лист (памятку) по организации зимнего хранения сельхозтехники


1. Определяемся со способом хранения
Технику и оборудование можно хранить в закрытых помещениях или под навесом. Допускается хранение и на открытых оборудованных площадках. Но обязательно помним о консервации, герметизации и снятии составных частей, которые должны «зимовать» на складе.
Машины должны хранить на отдельных оборудованных территориях. Стационарные машины и оборудование животноводческих ферм допускается хранить на месте их установки.

2. Определяемся, какую технику, когда отправить на зимовку
Машины на длительное хранение ставят не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины, контактирующие с агрессивными материалами, ставят на хранение сразу после окончания работ.

3. Чистим и моем технику и оборудование
Машины очищаются от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков, удобрений и ядохимикатов. После очистки и мойки лучше обдуть сжатым воздухом для удаления влаги.

4. Снимаем составные части, чувствительные к погоде
Независимо от способа хранения – закрытого или открытого – снимаем аккумуляторные батареи, очищаем, обдуваем сжатым воздухом, помещаем на склад, заливаем электролитом, храним заряженными (в неотапливаемом вентилируемом помещении).
Указанные ниже составные части и комплектующие обслуживаем. Если машины зимуют на открытых площадках, сдаем на склад, на закрытых площадках – консервируем и герметизируем, оставляем на технике:
- другое электрооборудование (генератор, фары и др.);
Фары, генератор, стартер, магнето и другое электрооборудование очищаем, обдуваем сжатым воздухом, клеммы покрываем защитной смазкой.
- втулочно - роликовые цепи;
Очищаем, промываем в промывочной жидкости, выдерживаем не менее 20 минут в подогретом до 80 - 90° С автотракторном или дизельном масле. Скатываем в рулон и отдаем на склад. Если оставляем на машине, промываем теплой мыльной водой или обезжириваем неэтилированным бензином, просушиваем, припудриваем тальком и устанавливаем без натяжения.
- приводные ремни;
Промываем теплой мыльной водой или обезжириваем неэтилированным бензином, просушиваем, припудриваем тальком, связываем в комплекты и помещаем на склад либо устанавливаем на машины без натяжения.
- составные части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, резиновые семяпроводы и трубопроводы, тенты, мягкие сиденья, полотняно-планчатые транспортеры и др.);
Поверхности шин покрываем защитным составом. Давление в шинах снижаем до 70% от нормального.
Наружные части гибких шлангов гидросистемы очищаем от грязи и масла. Если храним шланги на машине, покрываем защитным составом или обертываем парафинированной бумагой, полиэтиленовой пленкой или другим изоматериалом.
- стальные тросы;
Очищаем, покрываем защитной смазкой, сворачиваем в мотки.
- ножи режущих аппаратов;
- инструмент и приспособления.

5. Герметизируем отверстия, щели, полости от проникновения влаги и пыли.
Плотно закрываем их крышками или пробками-заглушками. Сливные устройства оставляем открытыми. Капоты и дверцы кабин закрываем.

6. Консервируем машины и комплектующие, восстанавливаем поврежденную лакокраску
Консервации подлежат металлические неокрашенные поверхности рабочих органов (режущие аппараты, отвалы, ножи, сошники, шнеки), детали передач, узлов трения, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения, карданные передачи, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей.
Внутренние полости агрегатов и составных частей (двигателя, гидросистемы, узлов трансмиссии, ходовой части) заполняем рабоче-консервационными или рабочими маслами с последующим проворачиванием механизмов.
Пружины в натяжных механизмах разгружаем, смазываем или окрашиваем.
Машины с электроприводом обесточиваем.

7. Устанавливаем машины на подставки (подкладки).
Машины устанавливаем горизонтально при помощи подставок. Под стальные колеса машин подкладываем опоры. Навесные машины и агрегаты с пневматическими шинами ставим на подставки или козлы.

8. Полностью укрываем кабины самоходной сельскохозяйственной техники

ВАЖНО. Состояние машин следует проверять в период хранения в закрытых помещениях не реже раза в 2 месяца, на открытых площадках и под навесами — ежемесячно.

Отдельное внимание – хранению техники с бортовой электроникой. Важно соблюдать температурные режимы:
  • рабочая температура: 5-35°С;
  • температура хранения в выключенном состоянии: 5-43°С.
Пользование планшетом, дисплеем или терминалом в холодное время нежелательно из-за возможного повреждения светоотражающего слоя. На экране могут появиться белые или черные пятна, а сенсор сломаться.
Не менее важен для электроники и показатель влажности. Для включенных устройств она может составлять 8-80%, для выключенных — 5-95%.

Кстати, в Чувашии организован смотр-конкурс на лучшее хранение техники в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Его проводят Гостехнадзор республики совместно региональным Минсельхозом. Всем, кто участвует, желаем удачи!

Хранение тракторов, самоходных шасси, автомобилей и прицепов на открытых площадках

Подготовка двигателя включает внутреннюю консервацию и промывку системы охлаждения, герметизацию внутренних полостей двигателя, наружную консервацию, упаковку двигателя в чехол из полимерной пленки (при отсутствии капота).
В бак пускового двигателя заливают смесь бензина с антикоррозионной присадкой, в картер и регулятор — рабоче-консервационное масло. Рабочие поверхности шкивов привода вентилятора и генератора очищают от следов коррозии и подвергают консервации. Воздухоочиститель очищают, промывают. В поддон заливают рабоче-консервационное масло. Открытые шарнирные и резьбовые соединения механизма навески гидросистем, натяжных механизмов, механизмов подъема, направляющих колес, рулевых трапеций тракторов и автомобилей очищают и смазывают. Выступающие части штоков гидроцилиндров и амортизаторов покрывают защитной смазкой.

Хранение уборочных машин на открытых площадках

Наружные поверхности составных частей уборочных комбайнов промывают и обдувают сжатым воздухом до полного удаления остатков влаги. Места скопления пожнивных остатков внутри молотилки очищают и обдувают сжатым воздухом. После обдувки производят дезинфекцию внутренних поверхностей.
Осуществляют консервацию двигателя, топливной аппаратуры и гидросистемы. Отверстия во внутренние полости машины закрывают специальными заглушками. Молотилку зерноуборочного комбайна со стороны копнителя закрывают щитом или шторкой из влагонепроницаемого материала. Ножи режущих аппаратов очищают, покрывают защитной смазкой, вставляют в деревянные чехлы-перчатки, обвязывают проволокой и сдают на склад. Допускается хранение ножей режущих аппаратов в закрытых ваннах, погруженными в отработанное моторное или трансмиссионное масло. Штоки гидродилиндров втягивают внутрь цилиндров, выступающую часть штока покрывают защитной смазкой.
У кормоуборочных комбайнов снимают подборщик с измельчителем и устанавливают на копирующие башмаки и специальную подставку, смонтированную на каркасе подборщика. Жатки с тележками устанавливают на подставках. Сменный измельчающий аппарат со швырялкой устанавливают на специальную подставку.
У свеклоуборочных комбайнов отсоединяют и снимают погрузочный элеватор корней; корпус элеватора ботвы поднимают до вертикального положения и привязывают к раме машины.
Картофелеуборочные комбайны приводят в транспортное положение.
Под мотовила жаток уборочных машин длиной более 3 м следует устанавливать разгружающие опоры через каждые 2 м.

Хранение почвообрабатывающих, посевных и посадочных машин на открытых площадках

Балластные ящики дисковых лущильников, дисковых борон и кольчатых катков освобождают от земли, из водоналивных катков сливают воду.
Под рабочие органы плугов и культиваторов, кольчатые и водоналивные катки устанавливают подкладки. Батареи дисковых лущильников и борон поднимают и устанавливают в транспортное положение. Звенья зубовых, ножевых и других борон отсоединяют от ваг и покрывают защитной смазкой, укладывают на подкладки в штабель высотой не более 1 м. Ваги покрывают защитной смазкой и складывают на подкладки возле борон. Под колеса и заделывающие органы посевных и посадочных машин, опущенные в рабочее положение, устанавливают подкладки.
Крышки и заслонки сменных и высевающих бункеров и ящиков машин закрывают. Режущие кромки сошников, металлические семя- и тукопроводы, наружные детали высевающих, туковысевающих, вычерпывающих и посадочных аппаратов, а также резьбы регулировочных винтов и шарнирных соединений покрывают защитной смазкой.

Хранение машин для внесения удобрений и ядохимикатов на открытых площадках

Банки, емкости, бункеры, баки, трубо- и тукопроводы машин очищают и промывают до полного удаления остатков удобрений и ядохимикатов. После мойки поверхности машин обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги. Консервацию внутренних полостей рабочих емкостей и резервуаров следует проводить летучими ингибиторами или преобразователями ржавчины. После консервации внутренних поверхностей крышки, заслонки, люки емкостей и баков закрывают.
Наружные поверхности резервуаров, баков, кузовов, планки транспортеров, лопасти разбрасывающих барабанов покрывают защитным составом или асфальтобитумным покрытием.

Хранение землеройно-мелиоративных машин на открытых площадках

Рабочие органы машин (землеройного типа, ковшовые, фрезерные, роторные и др.) окрашивают или покрывают защитной смазкой.
Составные части насосных станций, дождевальных машин, агрегатов и установок, разборные и гибкие трубопроводы, требующие хранения в закрытых помещениях, демонтируют, подготавливают к хранению и сдают на склад. Допускается длительное хранение широкозахватных установок и агрегатов на открытой площадке без разборки трубопроводов и транспортных колес при условии их фиксации тормозами и расчаливания.
Трубы от насосных станций следует хранить на отведенных под навесом площадках в штабелях. Все внутренние полости машин (насосы, трубопроводы, всасывающие и напорные шланги и др.) освобождают от остатков воды. Сливные отверстия закрывают ингибированной бумагой, а пробки сдают на склад.